МБДОУ детский сад №3 «Солнышко» г.Закаменск, Республика Бурятия
|
«Игровые методы обучения детей бурятскому языку в детском саде №3 «Солнышко» Обучение любому языку в детском саду должно быть интересным и увлекательным. В нашем детском саду в группе Гармаевой Т.Д. , где воспитываются 32 ребенка, обучение строится в условиях билингвальной среды на двух языках: на трех языках: русский, бурятский. Русский язык как государственный язык, бурятский язык как родной язык общения. Обучение языков начинается со среднего возраста. Опыт работы показывает , что дети могут понимать тот язык, который чаще всего звучит в группе, в домашних условиях, язык, на котором проводится образовательная деятельность или встраиваются элементы использования бурятского языка, как родного. К детям приходят разные герои: куклы в национальных костюмах, животные, птицы, воспитатель в национальном костюме или в роли героя бурятского эпоса Будамшу и др. Дети любят когда приходят в гости знакомые персонажи Баир и Туяна, чтобы поговорить на бурятском языке, послушать как они поют и рассказывают стишки.
В группе, в коридорах каждая игрушка вызывает ассоциации с каким - то словом, словосочетанием, песней или коротким стихотворением на бурятском языке, например, пианино, чтобы поиграть и спеть песню: « Эжыдээдуратайб- маму я люблю», кегля как микрофон служит, чтобы спросить: « Ши хэнгэжэнэрэтэйбши?- как тебя зовут?», продукты, чтобы сказать: « Эдиш- ешь, амтатай- вкусно», скакалка, чтобы сказать: « Дэбхэрэе-попрыгаем, собхорое-поскачем», кубики, чтобы сказать: «Томогэр-большой дом, заахангэр- маленький дом», на лестничном марше (надписи) являются дополнительным образовательным ресурсом и др. Картины, сюжеты, стикеры и рисунки оформленные на стене группы также являются обучающим материалом.
Обучение детей бурятскому языку проходит не только на специальных занятиях, но и в течение дня в режимных моментах, на прогулке, но и на других образовательных мероприятиях (праздники, досуги, развлечения), когда воспитатель обращается к детям на бурятском языке. Ни один праздник не проходит без включения бурятских игр, песен, стихов, инсценировок: «Тук –тук,хэнтоншоноб?- Би шандаган. Хэрбээ ши ,шандаганюумhаа, харуулышутэршэхэе!» Во время инсценирования песни нужно погромче спеть слова героя зайки, затем показать зайку необычными движениями. Любимая детьми бурятская подвижная игра: «Волк и тарбаганы», используется во время праздников, а также на прогулке, Волк ловит тарбаганов перебегающих из одной норки в другую, при этом тарбаганы дразнят волка на бурятском языке: «Шоно, шоношиниигэрмуухай, манайгэрсэбэр!- Волк, волк твоя норка грязная, а у нас чистая!». На прогулке мы закрепляем, повторяем слова на бурятском языке, говорим о погоде, о деревьях, о животных, птицах. Например, «Хэдыбор билоонуудые хараабибди, тоолое?- Сколько воробьев мы увидели, посчитаем?»: Нэгэнборбилоо, хоёрборбилоо, гурбанборбилоо, затем организуется игра «Борбилоонуудхаргыдээрэ- воробушки на дороге»,учитель совместно с детьми говорит слова: «Борбилоонууд дэбхэрнэд, дэбхэрнэд, харгыдээрэдэбхэрнэд, чик-чи-рик, чик-чи-рик, нэгэн, хоёр, гурба машина ерэбэ (дети изображают птиц, прыгают на дороге) После этих слов воспитатель (учитель) берет руль , изображая машину едет по дороге, «Борбилоонууд-воробьи» улетают (садятся на стульчики), кого задевают выходят из игры. В нашем детском саду вошло в традицию использовать ежедневно некоторые высказывания, например, после мытья рук: «Миниигарсэбэр!- Мои руки чистые!». После обеда дети говорят: «Би садааб,hайндаа!- Я наелся(-ась), спасибо!», когда ложатся спать: «Унтая, нюдэёо анигты! – Спите, закрывайте глаза!».Воспитатели пользуются словами: «Ерэгты наашаа- идите сюда, бодогты- встаньте,hуугты- садитесь,хубсаhаа умдэе- одеваемся, хубсаhаа тайлая- раздеваемся, газаа гарая- выходим на улицу, группэдээ орогты- заходим в группу и др.». Одним из эффективных форм организации языковой среды по бурятскому языку в нашем саду является взаимодействие воспитателя (учителя) и детей на групповых сборах , организуется беседа, во время которой учитель бурятского языка задает вопросы вступает в диалог на бурятском языке. Например, беседа об осени, где воспитатель (учитель) говорит, опираясь на картинки: «Намаргазаагоёдаа !- Осенью красиво!», дети отвечают: «Гоёдаа!–Красиво!», учитель продолжает «Набшаhад шарлаа- Листья пожелтели» , «Набшаhад, ямарунгэтэйб,?-Какого цвета, листья?». Воспитатель (учитель) показывает на картинке разноцветные листья, дети называют: «Шара унгэтэй- жёлтого цвета», «Улаанунгэтэй- красного цвета», «Хуринунгэтэй- коричневого цвета». А также учитель просит посчитать листья: «Хэдынабшаhадбэ, хэлэгты ?- Сколько всего листьев?» ( хоёр- два, гурба- три), далее воспитатель продолжает беседу по теме. Воспитатель (учитель) может в середине занятия организовать беседу на бурятском языке, поиграть или помочь построить дом детям на конструировании или слепить животных и т.д. В группах дети играют в ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «На приеме у врача». Для организации таких игр, учим с детьми диалоги, закрепляем слова дома с родителями. В помощь детям –инновационный подход, разработанный педагогическим коллективом – это «говорящие двери», «говорящие стены», «Говорящие лестницы», а также размещаются «плакаты-напоминалки» для зрительного восприятия слов, в виде схем, таблиц. При обучении бурятскому языку, внимание детей привлекает яркий дидактический материал, который каждый ребенок хочет потрогать ,пощупать, повертеть и правильно сказать слова, с этой целью используются звучащий бурятский алфавит, Этноуголок с размещенным насыщенным материалом и дидактическими пособиями и игрушками, , «Круги Луллия» для закрепления и повторения слов, «Чудесный бурятский сундучок» предназначен для знакомства детей с культурой и традицией бурятского народа. Дети составляют предложения с помощью лексических кубиков и дидактического фартука. С помощью организованной среды, а именно стилизованной бурятской юрты в групповой комнате разыгрываются ситуации: «Хэнмун гэртээбайнаб?- Кто сегодня дома?», «Хэнайлшаарерээб?- Кто в гости пришел?», а также учим слова: «Дээрэбайна- наверху, доробайна- внизу, урагшааябая- вперед пошли, хойшооябая- назад идем», учимся быстро считать на бурятском языке и называть правильно цвета. Таким образом, обучение бурятскому языку в нашем дошкольном образовательном учреждении, в группе Гармаевой Т.Д. построено по принципу игрового обучения с опорой на детскую инициативу, в тесном взаимодействии с родительским сообществом. 29 сентября 2021 в 02:52
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.